Ми-26 всемирно признан уникальным проектом советских конструкторов. На сегодняшний день цена этого вертолета для гражданских целей в зависимости от модификации и оснащенности варьирует от 2 до 3,6 миллиарда рублей.
Общая информация
Необходимость создания вертолета Ми-26 в СССР была обусловлена непрактичностью для перевозки крупногабаритных грузов имеющимися моделями Ми-6, Ми-10 и Ми-12. Проект Ми-26 создавался по заказу военных и разрабатывался с учетом западных требований, с целью реализации модели за рубеж. В итоге это инженерное сооружение стало уникальным для своего времени, в производство были запущены различные варианты модели, адаптированные для эксплуатации в самых разных отраслях.
Вертолет Ми-26 представляет собой тяжелую многоцелевую транспортную машину грузоподъемностью не менее 20 тонн и взлетной массой 56 тонн. Длина вертолета составляет свыше 40 м, в зависимости от модификации вместимость модели составляет до 85 человек без членов экипажа. Особую известность Ми-26 приобрел после поднятия в Афганистане вертолета Boeing CH-47 Chinook. После всемирного признания вертолет был поставлен на вооружение не менее, чем десятку стран, гражданские машины использовались в эксплуатации в Беларуси, Казахстане, Узбекистане.
Максимальная скорость этой летной машины — 295 км/ч, при транспортировке груза на внешней подвеске — 120 км/ч. Обязательное условие при таком полете – высота не менее 150 метров и передвижение в стороне от населенных пунктов. Лопасти летного судна создают большой поток воздуха, может сносить деревья, поэтому посадка вертолета допустима при отсутствии в радиусе 200 метров слабозакрепленных предметов.
От чего зависит цена?
Цена Ми-26 может сильно варьировать как в большую, так и меньшую сторону. Все зависит от модификации летной машины и многих других технических параметров (что важно в случае приобретения вертолета, уже бывшего в эксплуатации):
- Числа моточасов с начала эксплуатации вертолета при назначенном моторесурсе.
- Межремонтного ресурса машины и количества моточасов после последнего ремонта.
- Технической исправности вертолета.
- Комплектации.
- Наличия гарантии на основные узлы винтокрылой машины.
Модификации Ми-26
Изначально вертолет проектировался для военных целей – основной его задачей была переброска крупногабаритных грузов массой до 20 тонн на расстояния до 800 км. В 70-80-х гг. в СССР было проблематичным перемещение военной техники на местность, находящуюся на 1000-1500 метрах над уровнем моря.
После внедрения Ми-26 в практику стало понятно, что такой класс вертолетов нужен не только пограничникам и военной авиации, но и гражданскому кластеру — спасателям, строителям, пожарным. Помимо военных конфликтов, Ми-26 отлично показал себя при построении больших формаций в парашютном спорте, в ликвидации Чернобыльской катастрофы и освоении месторождений углеводородов Сибири.
До настоящего времени было спроектировано до двух десятков модификаций вертолета:
- Ми-26К — «летающий кран» (макет так и не был собран).
- Ми-26А — модернизация основной модели с объединенной системой управления и навигации.
- Ми-26М — усовершенствованный классический вариант вертолета.
- Ми-26НЕФ-М — противолодочный.
- Ми-26П — пассажирский транспортный по подобию военного.
- Ми-26МС — медицинский.
- Ми-26ПП — постановщик активных помех, был изготовлен в единственном экземпляре.
- Ми-26С — с резервуаром для дезактивации и с опрыскивающей системой, применялся в Чернобыле при ликвидации печально известной аварии.
- Ми-26Т — гражданский транспортный, а также противопожарный вариант.
- Ми-26ТМ — для выполнения строительно-монтажных работ с пилотированием с подвесным грузом.
- Ми-26Т2 — воздушный спасатель с усовершенствованным комплексом бортового оборудования, в армейской версии имеется бортовой комплекс обороны от ракетных систем ПВО и системой радиоразведки.
- Ми-26ТП — пожарный вертолет.
- Ми-27 — летающий командный пункт.
- Ми-26Т2В — модернизация для МЧС и Воздушно-космических сил России.
- Ми-26Л — летающая лаборатория.
- Ми-26ТЗ — вертолет-топливозаправщик.
На сегодняшний день официально известно о 35 произведенных серий вертолета, это не считая штучных экземпляров. Новый вертолет в «Роствертол» (компании холдинга «Вертолеты России») обойдется желающим от 2 до 3,6 миллиарда рублей.
Если говорить о машинах, уже бывших в эксплуатации, то в свободной продаже в постсоветском пространстве чаще всего можно встретить модификацию Ми-26Т 1990-2000 гг. выпуска. В зависимости от налета и ресурсности летной машины цена на нее может составлять от 300 до 600 миллионов рублей.
Выводы
Ми-26 и по сегодняшний день является востребованной моделью вертолета. И это несмотря на то, что стоимость летного часа «вертушки» составляет около 10 000 рублей/мин. Ми-26 побил уже 14 мировых рекордов, что считается огромным достижением для летных машин, состоящих в серийном производстве.
Высокие показатели вертолета были установлены не только по грузоподъемности, но и по высоте и расстоянию беспосадочных полетов. Стоит заметить, что многогранность применения этого технического уникума зависит не только от его технических характеристик, но и от квалификации пилота, сидящего за штурвалом.