Водка в советское время была популярным продуктом у широких народных масс. Ее стоимость зависела от многих факторов, но в разное время стоила от 1 до 15 рублей советских рублей за бутылку, а иногда и больше.
Немного истории
Во времена СССР водка была наиболее популярным алкогольным напитком у миллионов людей. Изначально, еще во времена становления Советского Союза в период до Второй мировой войны, потребление алкоголя в республиках было на низком уровне, не превышая показателей в тех же европейских странах. В стране еще были сильны настроения времен царской России, крепкие семейные традиционные отношения с жестко определенными жизненными ролями, поэтому люди были просто заняты своими делами и употреблять спиртное позволяли себе лишь в праздники или во время отдыха. К этому стоит добавить, что большинство жителей было сельскими, занятыми тяжелой работой в полях и в народном хозяйстве, поэтому не имело много свободного времени для принятия спиртного. Хотя, конечно же, любители горячительных напитков всегда были и они легко находили возможность выпить в любых условиях.
Когда же в СССР прогремела индустриализация, стремительно начало расти количество городского населения, а тем более, после разрушительной Великой Отечественной войны, забравшей жизни десятков миллионов, алкоголь начал набирать популярность. Объяснять это можно по-разному, но, кажется, что главными причинами этого была не самая легкая жизнь в те непростые времена, а также постепенное появление пропаганды потребления алкоголя.
Что касается ассортимента, то производители предлагали населению большой выбор водки. В продаже было множество известных марок этого напитка, включая такие варианты, как «Столичная», «Московская особая», «Медовуха» и другие. Цены на них были разными, но в основном доступными для большинства людей, независимо от их уровня доходов.
Что влияло на стоимость
Цена на водку зависела от достаточно многих факторов, которые действовали по-разному в различных республиках, порой даже отдельных областях. Вот наиболее существенные из них:
- Государственное регулирование. Первый и самый важный фактор цены – ее регулирование со стороны государственных органов. Так как товар был популярен и по-своему важен, то данный процесс не мог обойти его стороной.
- Политический фактор. Со временем государство начало вводить так называемые акцизные сборы на алкогольные напитки, что удорожило их стоимость. Также влияние оказывала ситуация в области здравоохранения, к примеру, отдельные эксперименты показывали зависимость доступности напитка и уровня общего здоровья людей.
- Качество продукции. Разные марки водки от разных производителей стоили по-разному, так как некоторые из них были более качественными и пользовались спросом у интеллигенции, а другие – среди рабочих и крестьян.
- Бренд. Хотя формально в стране советов маркетинг как таковой особо не развивался, но все равно, реклама отдельных марок напитка делала его более востребованным и дорогим.
- Сезон. В приближении различных праздников стоимость могла расти, так как спрос на алкоголь резко вырастал, к примеру, перед новогодними застольями.
- Ситуация в сельском хозяйстве. В период меньших урожаев зерновых цены могли подыматься, так как сырье для производителей оказывалось более дорогим и не таким доступным.
- Социальный фактор. В некоторые периоды в стране появлялись мощные антиалкогольные кампании, которые пытались сбить популярность этого товара ради повышения здоровья людей. Спрос падал и цены были в это время ниже. С другой стороны, во времена сильных запретов достать алкоголь было труднее и за него готовы были заплатить больше, поэтому ситуация в этом смысле неоднозначная.
Также свое влияние оказывали настроения в обществе, зависимость цены в разных регионах в силу затрат на логистику и другие факторы, но решающим все же был контроль со стороны государства.
Виды водки в советское время
В силу высокой популярности товара на рынке наблюдалось большое его разнообразие. Вот основные виды водки, которые существовали в СССР:
- Столовая. Наиболее распространенный вариант, предназначенный для массового потребления.
- Одеколонная. Сюда добавлялись специальные ароматические вещества, которые делали напиток необычным в плане вкуса и запаха.
- Экспортная. Делалась специально для экспорта в другие страны, поэтому производилась в меньших количествах и с более высоким качеством.
- Медовуха. С добавлением меда напиток становился сладким и более оригинальным.
- Особая, например, «Московская особая». Продукт повышенного качества, который распространялся среди интеллигенции, начальства, людей с высоким заработком и возможностями.
- Царская. Элитный вариант для людей с высокими доходами и статусом.
Помимо этого, были и другие разновидности, к примеру, региональные марки, имевшие популярность в определенных республиках или даже отдельных городах.
Примеры стоимости
Цена товара зависела от многих моментов, поэтому могла отличаться в разных республиках и городах. Но в общем, можно указать такие примеры стоимости (в советских рублях) на разные виды водки в СССР:
- «Московская». На конец 50-х годов – от 1 до 3 рублей за бутылку.
- «Столичная» в 70-е годы – около 4-6 рублей.
- Медовуха «Липецкая» – в 80-х годах цена достигала 5 рублей.
- Одеколонная «Ориент» с привлекательными ароматическими добавками – от 2 до 4 рублей.
- Экспортный вариант «Столичная Gold» — до 10 рублей.
- Высококачественный продукт «Царская золотая» – от 10 до 12 рублей в среднем.
- Премиальная «Белуга» – до 15 рублей.
- «Московская особая» – около 7 рублей за бутылку.
В зависимости от указанных выше факторов стоимость могла изменяться, хоть и незначительно.
Заключение
Водка – один из тех продуктов пищевой промышленности, который снискал в советские времена особую народную любовь. Причин для этого было много, в первую очередь активная пропаганда в средствах массовой информации в некоторые периоды, а также традиционно положительное отношение к спиртному во многих слоях общества. Опуская тему ее вреда или пользы, отметим, что спрос на алкоголь был всегда, поэтому в СССР было множество его вариантов.
Стоимость товара варьировалась в широком диапазоне от 1 до 15 рублей и больше, поэтому каждый желающий мог найти вариант под свои финансовые возможности. С учетом государственного регулирования, цена была вполне доступной, а с учетом процветавшего в те времена самогоноварения количество предложений на рынке с избытком удовлетворяло любой спрос.