Сколько стоит вертолет Ми-8: модификации и цены

Сколько стоит вертолет Ми-8: модификации и цены

Ми-8 является самым массовым за всю историю вертолетостроения средним многоцелевым вертолетом. С 1962 года в воздух поднялись более 13 тысяч единиц его различных модификаций.

Успешность летательного аппарата обусловлена высоким качеством изготовления планера и бортового оборудования, пригодностью для эксплуатации в различных климатических условиях, начиная с крайнего севера и заканчивая самыми жаркими местами планеты, возможностью двойного использования – в военных и сугубо гражданских целях, ремонтопригодностью и широчайшим потенциалом для модернизации.

Стоимость новых Ми-8 определяется множеством факторов и составляет от 480 миллионов рублей для внутреннего рынка. Для экспортных версий цена варьируется в диапазоне от 14 до 20 миллионов долларов США.

О вертолете. Достоинства и недостатки

Во второй половине 20 века в стране назрела потребность в более совершенной вертолетной технике. Широко эксплуатируемый в то время вертолет Ми-4 перестал в полной мере удовлетворять возросшим потребностям заказчиков. В 1960 году московским ОКБ-329 (ныне – Московский вертолетный завод) началась разработка нового геликоптера.

С 1962 по 1964 годы было изготовлено несколько опытных экземпляров. Государственные испытания завершились в ноябре 1964, через год аппарат поступил в серийное производство. В 1968 году Ми-8 приняли на вооружение для нужд армии. Сегодня современные модификации производятся на Улан-Удэнском авиазаводе и Казанском вертолетном заводе, входящих в холдинг «Вертолеты России».

Вертолет выпускается в пассажирских, транспортных и военных модификациях. Максимальная скорость достигает 250 км/ч, предельная высота подъема – 6000 метров в зависимости от авиадвигателей. Экипаж состоит из трех человек: командира, летчика-штурмана, бортового техника или инженера.

Вертолет Ми-8 во время взлета
Вертолет Ми-8

Хорошие технические характеристики, ряд конструкционных особенностей и стоимость одного летного часа выгодно отличают вертолет от аналогов. К несомненным достоинствам относят:

  1. Использование двух турбовальных двигателей для повышения надежности и грузоподъемности.
  2. Применение трехстоечных неубираемых шасси.
  3. Способность перевозить разнообразные грузы весом до 3000 кг как на внешней подвеске, так и в грузовом отсеке. При уменьшении количества топлива масса полезной нагрузки может быть увеличена до 4000 кг.
  4. Легкость и удобство обслуживания всех систем, что позволяет длительное время эксплуатировать транспортное средство в отрыве от постоянного места базирования.
  5. Возможность установки наружных топливных баков разной емкости и двух дополнительных баков по 915 л в грузовом отсеке.
  6. Возможность взлета-посадки на неподготовленные площадки.

Современное приборное, электро- и радиооборудование позволяет выполнять полеты в любое время суток в сложных метеоусловиях.

Однако Ми-8 не лишен недостатков. К слабым местам геликоптера относят:

  • Небольшой межремонтный ресурс планера, авиадвигателей, редукторов, лопастей рулевого и несущего винтов.
  • Относительно высокий расход топлива. На крейсерской скорости 225 км/ч потребление керосина составляет около 650 л в час.
  • Широкое использование импортной микроэлектроники в бортовом оборудовании.

Нарекания вызывает и эргономика кабины экипажа.

Кабина Ми-8
Кабина Ми-8

От чего зависит цена вертолета

Цена летательного аппарата колеблется в весьма широком диапазоне и зависит от:

  1. Покупателя. Для иностранных заказчиков цена существенно выше, чем для внутреннего рынка. Эта закономерность объясняется установкой специфического оборудования и большим уровнем рентабельности. Впрочем, в каждом конкретном случае цена устанавливается индивидуально.
  2. Назначения. Стоимость Ми-8 для военных целей выше, что объясняется наличием систем авиационного вооружения, съемным бронированием кабины, установкой более мощных двигателей, наличием электрических лебедок.
  3. Комплектации. Чем выше уровень оснащения, тем внушительнее цена.
  4. Условий эксплуатации. Использование транспортного средства в северных или тропических широтах предполагает применение разных технических подходов при их производстве, установку системы кондиционирования и подогрева агрегатов, улучшение теплоизоляции.

Одной из причин роста цен на современные модификации стало применение более сложного и, как следствие, дорогостоящего бортового оборудования, позволяющего усовершенствовать возможности геликоптера.

Стоимость бывших в употреблении вертолетов Ми-8 зависит от их состояния, года выпуска, налета, модификации и комплектации.

Модификации вертолетов

Ми-8 благодаря продуманным конструктивным решениям, заложенным в его основу на этапе проектирования, стал мировым рекордсменом по количеству модификаций. К настоящему времени выпущено около ста вариантов этого воздушного судна. Большинство из них являются универсальными, так как могут применяться для перевозки грузов, людей, огневой поддержки войск.

Летательные аппараты военного назначения для внутреннего рынка и стран СНГ, как правило, маркируются литерами МТ. Самыми массовыми модификациями стали версии Ми-8МТ, Ми-8АМТ, Ми-8МТШ, Ми-8МТВ. Машины отличаются системами вооружения, бортовым оборудованием, авиадвигателями, наличием систем госопознавания. Почти все военные модификации могут использоваться в качестве поисково-спасательных благодаря наличию радиокомпаса для привода на работающую аварийную радиостанцию и электролебедкам для подъема-опускания грузов и людей. Вмещают до 24 десантников со штатным вооружением.

Наиболее распространенными модификациями являются:

  • Ми-8ПС, Ми-ТП, Ми-8С, Ми-172 – пассажирские варианты. Отличаются оборудованием, компоновкой и отделкой салона.
  • Ми-8МБ, Ми-8МТБ, Ми-8МТВМ – медицинского назначения. Позволяют устанавливать до 12 носилок.
  • Ми-8ВКП, Ми-8ВзПУ, Ми-8ИВ, Ми-9 – воздушные командные пункты для командиров дивизий различных видов войск.
  • Ми-8АТС (Сх) – сельскохозяйственный вариант для обработки сельхозугодий.
  • Ми-8ТЛ – лесопожарная разновидность.
  • Ми-8ТАКР – модель с системой телевизионного наблюдения.
  • Ми-8МТ «Летающий кран».
  • Ми-8МТ «Метео» – «Летающая метеорологическая станция».
  • Ми-8ТЭЧ-24 – мобильная технико-эксплуатационная часть (с оборудованием для ремонта воздушных судов).
  • Ми-8ТЗ, Ми-8БТ – заправщик топливом и буксировщик трала.
  • Ми-8АВ, Ми-8АД – воздушные минные заградители.
  • Ми-8ГР, Ми-8Р – аэроразведчики.
  • Ми-8К – корректировщик для артиллерии.
  • Ми-8ВД – радиационно-химический разведчик.
  • Ми-8МТА – ближний тактический разведчик.
  • Ми-8СМВ, Ми-8ППА, Ми-8ПП – вертолеты для ведения радиоэлектронной борьбы.
  • Ми-8МТИ, Ми-8МТП (Б), Ми-8МТПИ, Ми-8МТПР-1 – постановщики помех.

Из-за отличий в «начинке» вертолетов цены для отечественных покупателей стартуют с 480 миллионов рублей. Любая дополнительная опция ведет к увеличению стоимости воздушного судна.

Ми-8 медицинского назначения
Ми-8 медицинского назначения

Экспортные варианты, как правило, маркируются индексом Ми-17. Актуальная цена колеблется в диапазоне от 14 до 20 миллионов долларов США. Несколько лет назад в Беларусь были проданы два вертолета Ми-172 в пассажирской «топовой» комплектации стоимостью 5,5 и 7,5 миллионов долларов США.

Стоимость бывших в употреблении вертолетов Ми-8 2018-2020 годов выпуска с налетом от 500 до 2700 часов варьируется от 410 до 660 миллионов рублей.

Заключение

Несмотря на столь солидный возраст вертолет до сих пор массово выпускается. От прежнего сохранился узнаваемый «фирменный» внешний вид, название и надежность. По соотношению «цена-качество» Ми-8 не имеет равных в своем классе. Не зря его называют рабочей лошадкой или вертолетом «ста профессий». О его эффективности красноречиво свидетельствуют количество выпущенных летательных аппаратов (более 13 тысяч) и эксплуатация в большинстве стран мира.

Стоит отметить, что современные модификации вертолета Ми-8 имеют улучшенные характеристики и ресурсные показатели, что дает возможность сэкономить на их эксплуатации значительные средства.

Однако для успешной конкуренции на рынке средних геликоптеров Ми-8 требуется улучшение летно-технических характеристик, чего можно достичь глубокой модернизацией. Среди потенциальных изменений – применение композитных материалов, разработка новых схем несущего и рулевого винтов, улучшение схемы планера, повышение ресурса авиадвигателей, лопастей, редукторов без ущерба надежности.

Немаловажной проблемой современности является общее старение парка вертолетов, что наряду со снижением производственных мощностей увеличивает сроки их простоя на время ремонта. Также отрицательную роль сыграло отсутствие поставок авиадвигателей ТВ3-117 производства ПАО «Мотор Сич», являющегося их основным производителем.

Положительную роль в процессе разработки, производства и модернизации летательного аппарата сыграла централизация процессов вертолетостроения под крылом холдинга «Вертолеты России» в составе пяти вертолетных и шести авиаремонтных заводов, двух конструкторских бюро, сервисной компании по послепродажному сопровождению в России и за ее пределами.

Несомненно, что вертолет Ми-8 в полной мере отрабатывает вложенные в него средства и будет исправно служить своим владельцам не одно десятилетие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *