Пассажирский самолет в среднем стоит от 71,6 до 445,6 млн. долларов США.
О пассажирских самолетах
Пассажирский самолёт (авиационный лайнер, либо коммерческий самолёт) предназначен и оборудован для перевозки багажа и пассажиров. Он отличается от многоцелевого транспортного тем, что обладает разными отсеками для их перевозки, либо не обладает багажным вообще.
На рынке исторически доминируют компании из Соединенных Штатов Америки, Европы и Советского Союза/Российской Федерации.
Изготовители из ЕС:
- Airbus.
- ATR.
- Saab AB.
Изготовители из Советского Союза/Российской Федерации:
- АНТК имени О.К. Антонова.
- ОАК.
- Опытно-конструкторское бюро Сухого.
- Иркут.
- Опытно-конструкторское бюро Туполева.
- Опытно-конструкторское бюро Ильюшина.
Производители из Соединенных Штатов Америки:
- Boeing.
- McDonnell Douglas (сегодня в составе «Боинг»).
Канадские производители:
- Bombardier.
Бразильские производители:
- Embraer.
От чего зависит цена пассажирского самолета
Его цена зависит от следующих факторов:
- Типа.
- Налета (новый или бывший в употреблении).
- Технического состояния.
Типы пассажирских самолетов
Они классифицируются по различным признакам.
Дальность полета:
- Для полетов на дальние расстояния — свыше 6 тысяч километров.
- Для полетов на средние расстояния — от 2,5 до 6 тысяч км..
- Для полетов на ближние дистанции — от 1 до 2,5 тысячи км.
- Для местных авиационных линий — до 1 тысячи км.
По конструкции фюзеляжа:
- С широким фюзеляжем. Их также называют «аэробусами». Это рекордсмены по размерам среди пассажирских. Фюзеляж у самых крупных моделей обладает длинной более 70 метров, а его диаметр достигает 5-6 м., что дает возможность размещать от 6 до 10 кресел в одном ряду. Есть две широкофюзеляжных модели с двумя палубами:, «Боинг 747», «Эирбас А380». Помимо них, сегодня применяются широкофюзеляжные модели с одной палубой: Airbus A300, Airbus A310, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A350, Boeing 767, Boeing 777, Boeing 787 Dreamliner, а также Ил-86 и Ил-96. Модели с широким фюзеляжем предназначаются для перевозки большого числа пассажиров на, чаще всего, средние и длинные дистанции. Их, вследствие своей чрезвычайно высокой стоимости, авиационные компании, обычно, берут в операционный лизинг, а не приобретают.
- С узким фюзеляжем. Подобный тип значительно более популярен. Их применяют, обычно, для полетов на малые и средние расстояния. Они вмещают меньше пассажиров, чем широкофюзеляжные и обладают диаметром фюзеляжа не более 4-х м. Самыми популярными моделями данного типа являются Boeing 737, Boeing 757, Airbus А320, Ту-154, Ту-204/214.
По типам перевозок:
- Международные. Для международных перевозок обыкновенно применяются дальнемагистральные и среднемагистральные.
- Региональные. Для региональных перевозок обыкновенно применяются модели с узким фюзеляжем, которые вмещают до 100 человек и способны преодолевать дистанции до 2000-3000 км. Они могут обладать как турбовинтовыми, так и турбореактивными двигателями. Например, модели семейств CRJ, ERJ, Dash-8, ATR, SAAB, модели, произведенные в СССР и странах СНГ — Ан-24, Як-40, Ан-148, Ан-140, Sukhoi Superjet 100, Ан-158.
- Местные. Самолёты, которые предназначаются для перевозки до 20 пассажиров на дистанцию до 1000 км. Обычно подобные модели обладают турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Самыми распространёнными транспортными средствами этого типа являются Beechcraft, Cessna, а также широко используется модель Ан-2 и ее модификации.
Примеры цен
Приведем цены на некоторые новые модели. Официально указанная стоимость называется каталожной. Хотя каталожная стоимость всегда указывается в официальных сообщениях о соглашениях по поставке, она может быть далека от реальной. Данный факт признали в компании «Эирбас». Коммерческий директор этого производителя К. Шерер заявил в 2019 г., что каталожная стоимость относительно бессмысленна. По этой причине этот производитель с 2019 г. перестал публиковать официальные цены на свою продукцию, а последние каталожные цены датируются 2018 годом.
Стоимость моделей иностранного производства (например, «Боинг» и «Эирбас») указана в миллионах долларов США, а стоимость самолетов российского производства (Sukhoi Superjet 100, МС-21) указана в миллионах рублей. В скобках указан год или дата, в котором эта стоимость была актуальна:
- Boeing 737-700 — 99 (26.09.2012).
- Boeing 737 MAX 8 — 121,6 (06.03.2023).
- Boeing 737 MAX 7 — 99,7 (06.03.2023).
- Boeing 737 MAX 9 — 121,4 (05.04.2018).
- Boeing – 747-8 — 418,4 (06.03.2023).
- Boeing-777-200ER — 269,5 (31.03.2023).
- Boeing-777-300ER — 375,5 (06.03.2023).
- Boeing 777-9 — 442,2 (2021).
- Airbus A318 — 71,9 (03.02.2014).
- Airbus A220—100 — 81 (2018).
- Airbus А319 — 85,8 (03.02.2014).
- Airbus A319neo — 129,5 (15.01.2018).
- Airbus А321 — 110,1 (03.02.2014).
- Airbus A320 — 93,9 (03.02.2014).
- Airbus A350-1000 — 366,5 (2018).
- Airbus A320neo — 110,6 (2018).
- Airbus A380 — 445,6 (2018).
- Sukhoi Superjet 100 — 1 469, 92 (2021).
- МС-21-200 — 6 656,25 (2020).
- МС-21-300 — 8 909 67 (2021).
- COMAC ARJ21 — 36 (2022).
Заключение
Существует огромное разнообразие пассажирских самолетов. Многие из них уже не производятся. Описать их все сразу невозможно. В этой статье не описаны маленькие самолеты, предназначенные для небольшого количества пассажиров и использующиеся, в основном богатыми людьми для перелетов. Их еще называют «бизнес-джетами». Оправданы ли цены на них? Цену формирует рынок. Если цена завышена, то самолет просто не будет пользоваться спросом и производитель прекратит его изготовление, так как, это будет невыгодно. Эта участь постигла некоторые модели.
Если вы действительно хотите приобрести пассажирский самолет, то вам надо прямо связаться с производителем или дилером. Такая возможность имеется. Только тогда вы узнаете настоящую стоимость модели, которую вы выбрали.