Стоимость железнодорожного грузового вагона значительно варьируется в зависимости от назначения и эксплуатационных характеристик. Так, простейшая платформа продается за 1,1 млн руб., а цистерна для транспортировки агрессивных веществ – 5,8 млн руб.
Грузовой ж/д-вагон – определение, классификация
Железнодорожный транспорт в России – один из самых быстрых, доступных и производительных. Перевозки выполняются железнодорожными составами, единицей которых и является грузовой вагон.
С их помощью перевозятся различные типы грузов – от песка и щебенки до химических реактивов и спецтехники. Поэтому вагоны для грузоперевозок изготавливаются во многих модификациях – в зависимости от цели применения.
Классифицируются они по такому ряду признаков:
- Грузоподъемность. Определяется допустимой массой перевозимого груза, отображается в тоннах.
- Габариты перевозимой тары – характеризуют максимальные размеры транспортируемых грузов.
- Число осей. Есть варианты на 2, 4, 6 и 8 осей. При этом чем их больше, тем выше грузоподъемность. Например 4-осные способны везти 71 т., 8-осные 132 т.
- Ширина полотна – широко- и узкоколейные.
В основном ж/д-составы классифицируются по назначению. Бывают универсального применения, узконаправленного и специфического.
Факторы, определяющие стоимость
На среднюю стоимость грузового железнодорожного вагона влияет такой ряд факторов:
- Максимальный вес перевозимого груза.
- Вместимость и габариты кузова.
- Полезная площадь поверхности пола.
- Количество осей.
- Предельная скорость, с которой вагон может перемещаться.
- Техническая оснащенность.
- Физическое состояние – новые обладают максимально оценкой, б/у – с учетом износа, проведенных ремонтных работ и оценки оставшегося рабочего ресурса.
- Материалы и устройства, применяемые при изготовлении.
Ж/д-вагоны бывшего употребления стоят дешевле новых. Однако качество и оставшийся до выхода из строя эксплуатационный срок у них значительно ниже.
Разновидности
По назначению и типу перевозимых грузов ж/д-вагоны подразделяются на следующие виды:
Крытые
Применяются преимущественно для товаров, которые при перевозке требуется защищать от атмосферных осадков и ветра. Например, продукты, сыпучие материалы, оборудование.
По назначению классифицируются на 2 типа:
- Универсальные – для штучных товаров, сыпучих и упакованных материалов.
- Специальные – для конкретных видов груза, животных, авто.
Кроме того, для транспортировки товар с ограниченным сроком годности применяются такие виды крытых платформ:
- Рефрижераторы – с поддержкой заданной температуры.
- Термосы – с мощной теплоизоляцией.
- Ледники – с охлаждением за счет заменяемого хладагента.
Вагоны такого типа широко применяются для перевозки товаров на максимальные дистанции.
Цистерны
Применяются для перевозки жидких продуктов следующего назначения:
- Пищевого.
- Химического.
- Нефтехимического.
- Сжиженного газа.
Оснащаются платформы 4-мя или 8 осями. Спектр грузоподъемности – 60, 120 и 125 т. Состав стального сплава и дополнительное оборудование определяется типом перевозимой продукции.
Полувагоны
Классический ж/д-вагон с верхним типом загрузки. Может оснащаться боковыми и нижними дверцами и люками. Применяется для транспортировки угля, древесины, гравия, контейнеров и прочих грузов, не нуждающихся в защите от ветра и осадков.
Грузоподъемность варьируется от 69 до 125 т., а вместимость – от 73 до 137 м³. Полувагоны универсального назначения оснащаются разгрузочными люками.
Транспортеры
Называются также платформами. Предназначаются для крупногабаритных грузов. Главные характеристики:
- Количество осей – от 4 до 16.
- Максимальный вес груза – от 66 до 220 т.
Транспортеры бывают секционными с возможностью перевозки до 480-500 т. При этом число осей может достигать 32.
Думпкары
Используется для транспортировки насыпных материалов. В отличие от полувагона оснащен специальным кузовом. При наклоне боковые борта открываются для быстрой разгрузки.
Характеристики:
- Число осей – 4, 6 и 8.
- Грузоподъемность – 60, 100, 145 и 180 т.
- Тип механизма разгрузки – гидравлический и пневматический.
По сути это вагон-самосвал.
Хопперы
Предназначается для перевозки материалов насыпного и навалочного типа. Тара выполнена в виде бункера трапециевидной формы с наклоном стен к разгрузочному люку.
По конструкции хопперы бывают с крышей и открытого типа. Разгрузка происходит под действием силы тяжести сбоку от вагона.
Транспортовозы
Иначе называются автомобилевозами. Применяются для перевозки авто- и мототехники, прицепов, тележек. Различаются на крытые и открытые. Внутри имеются специальные приспособления для фиксации груза.
Примеры цен
Грузовые ж/д-вагоны разных типов имеют следующую стоимость:
- Вагон-платформа 13-935А-01, площадью 54 м² – 1,6 млн руб.
- Вагон-хоппер для перевозки цемента 19-9862, объемом 94 м³ – 2,4 млн руб.
- Платформа-лесовоз 13-2114-07, на 120 метров куб. – 3,5 млн руб.
- Вагон крытый 11-7038, объемом 150 м³ – 3,8 млн руб.
- Вагон-цистерна 15-1525-01, для транспортировки желтого фосфора – 3,6 млн руб.
- Вагон-думпкар 31-1155 – 5,1 млн руб.
- Полувагон 12-132-03 – 2,5 млн руб.
- Вагон-термос 16-3002-03 – 3 млн руб.
Как видно, стоимость ж/д-вагонов значительно варьируется в зависимости от назначения, оснащенности и грузоподъемности.
Заключение
Ж/д-вагоны для транспортировки грузов различаются по грузоподъемности, габаритам, типу кузова, ширине полотна и числу осей. Стоимость определяется как техническими характеристиками и оснащенностью, так и физическим состоянием и применяемыми при изготовлении материалами и оборудованием.
Различаются они на такие виды:
- Крытые.
- Цистерны.
- Полувагоны.
- Думпкары.
- Транспортеры.
- Транспортовозы.
- Хопперы.
Грузовые вагоны стоит покупать, когда возникает частая или постоянная потребность в транспортировке груза, и когда выгода от покупки превосходит сумму аренды за отчетный период. Лучше всего приобретать ж/д-вагоны у официального поставщика. При этом продавец должен предоставлять документы с информацией о состоянии, стоимости и рабочем ресурсе вагона.