Одним из распространенных и популярных в СССР автомобилей был продукт украинского автопрома Запорожец. Стоимость автомобиля в зависимости от различных факторов составляла от 2900 до 7500 советских рублей, а сам он оброс многими шутками и легендами.
Общая информация о Запорожцах
Запорожец – это название нескольких моделей малолитражных автомобилей, производившихся в городе Запорожье в Украинской ССР во временном периоде с 1958 по 1994 год. Эти автомобили были одними из наиболее известных и массовых автомобилей в Советском Союзе в свое время и пользовались популярностью благодаря своей доступной цене и компактным размерам. Хотя, конечно, машины от ВАЗ были более удачными и те же Жигули снискали в народе больше любви.
Начало серийного производства выпало на 1960 год, когда с конвейера завода ЗАЗ сошла первая модель ЗАЗ-965. Все последующие модели отличались двигателем небольшого объема в 0,9-1,2 л, также характерной особенностью машины был задний привод, мотор размещался сзади, а багажник был спереди под капотом. Также оригинальности авто добавлял один дворник на лобовом стекле.
Машина изначально проектировалась как народный вариант за небольшие деньги, предназначалась она для семейного использования и городской езды. Экономный для своего времени двигатель при низких ценах на топливо в то время открывали людям широкие возможности для активной жизни: поездок на дачу, рыбалку, небольшие путешествия и т.п.
За время выпуска Запорожцев разных модификаций в СССР их было создано более 3,4 миллиона, а к примеру, Жигулей было выпущено более 4,8 миллиона, что в общем-то является сопоставимыми показателями.
От чего зависела цена на авто
Хоть Запорожец считался народным авто, но его цена могла несколько колебаться в зависимости от различных факторов. Вот основные моменты, из-за которых это могло происходить:
- Первое, и самое главное – комплектация и модель. Разные Запорожцы имели неодинаковые технические характеристики и комплектацию, что влияло на их конечную стоимость.
- Год выпуска. Так как в 1960-1980 техника бурно развивалась, то естественно, что первые машины были во многом менее совершенными чем модели последних лет выпуска.
- Льготы по регионам. Цены на данную машину могли различаться в зависимости от региона СССР. Некоторые регионы самостоятельно предоставляли льготы при покупке этих автомобилей, увеличивая на них спрос, что также помогало снижать цену и делать транспорт более доступным.
- Доступность в разных республиках. В начале производства Запорожцев они были доступны по квотам и не всегда продавались на свободном рынке, что могло влиять на их стоимость. Чтобы купить машину, людям приходилось искать доступные модели по всей стране.
- Дополнительные опции. Это также был фактор ценообразования, ведь от наличия дополнительных опций или аксессуаров, таких как обогрев заднего стекла, радио и прочего, стоимость автомобиля увеличивалась.
Помимо этого, важными факторами при образовании цены машины была политическая обстановка в стране и мире, уровень инфляции, состояние рынка, конкуренция со стороны других производителей.
Разнообразие моделей
Запорожец стал по-настоящему популярным народным автомобилем, поэтому неудивительно, что производитель ЗАЗ начал выпускать разные его модификации, отвечающие тем или иным потребностям рынка и покупателей. Вот основные виды Запорожцев, которые снискали самую большую славу в советское время:
- ЗАЗ-965. Первый вариант, выпускавшийся в 1960-1969 годах. Двигатель объемом 0,9 л и 27 л.с., авто в народе часто называли «бублик» из-за его интересного внешнего вида.
- ЗАЗ-966. Выпускался в период с 1966 по 1972 и отличался небольшими изменениями основной конструкции.
- ЗАЗ-968. В производстве с 1971 по 1980 годы. Один из наиболее популярных вариантов, получивший более мощный двигатель на 1,2 литра.
- ЗАЗ-968М. В производстве с 1979 по 1994. Также отличный автомобиль с улучшенными характеристиками по сравнению с оригинальной 968 моделью.
После 1994 года история Запорожца прекращается, так как далее ЗАЗ начали выпускать уже другое авто Таврия, которая хоть и была продолжением советской легенды, но уже сильно изменилась во всем.
Стоимость различных модификаций Запорожца
Если говорить о стоимости разных моделей рассматриваемого авто, то они выглядели следующим образом:
- ЗАЗ-965. При начале продаж в 1960-х – около 2 900 советских рублей.
- К концу 60-х цена на 965 модель выросла до 3 400 рублей.
- ЗАЗ-966. В начале выпуска в 1966 цена была примерно 3 100 рублей.
- Уже в 1972 модель 966 стоила 3 800 рублей.
- ЗАЗ-968. На начало продаж в 1971 – от 4 600 советских рублей.
- В 80-х за 968 – от 5 800 рублей.
- ЗАЗ-968М. В 1979 – от 6 200 советских рублей, в 1994 году, на конец производства – около 7 500 рублей.
Заключение
Подводя итоги по теме, стоит сказать, что Запорожец – одна из самых массовых и удачных машин времен СССР. Начав свое существование на заре 60-х, автомобиль смог быстро завоевать популярность, а благодаря небольшой цене и экономичности был по карману очень многим гражданам.
Всего известно 4 наиболее распространенных вариантов этого авто, хотя наверняка их было больше, ведь завод выпускал модели для спортивных соревнований, экспериментальные модели и т.п. Но если судить по тому, что было можно найти на рынке, то цена Запорожца в разные времена варьировалась от 2 900 до 7 500 советских рублей. Стоил ли он своих денег? Большая популярность и распространенность машины, очереди на ее покупку однозначно указывают на то, что люди готовы были отдать такие деньги за это транспортное средство.