Стоимость вагонов-метро варьируется в значительных пределах и определяется датой производства, технической оснащенностью, тем, сколько долго они проработали и многими другими факторами. Давно списанные модели реализуются не дороже 150 тыс. руб., при этом ценник современных новых, только что вышедших с завода экземпляров достигает 100 млн руб.
Вагон метро – общая информация
Единица подвижного пассажирского железнодорожного состава, курсирующего между станциями по веткам городского метро, называется вагоном-метро. По функциональному назначению они бывают головными с мотором, промежуточными безмоторными и промежуточными моторными.
Изначально ж/д-состав включал только 2 типа звена – головной, оснащенный приводом, и прицепной. Это были первые вагоны, поставляемые в московский метрополитен, начиная с 1934 г.
Со временем вагоны-метро модернизировались и усовершенствовались по ряду параметров:
- Двигатель.
- Тормозная система.
- Остекление.
- Количество мест пассажиров.
- Система освещения.
- Рама и проч.
Поэтому сегодня доступно огромное разнообразие моделей. Хотя первые выпуски если и сохранились, то где-нибудь в качестве музейных экспонатов, и приобрести их вряд ли представляется возможным.
В нашей стране поезда для метрополитена изготавливает и поставляет на рынок предприятие «Трансмашхолдинг». В состав группы входят такие специализированные заводы, как «Метровагонмаш», «Русские машины», «Уралвагонзавод» и др. При этом подвижные составы реализуются в крупные города России и ближайшего зарубежья.
Факторы, определяющие стоимость
Стоимость вагонов-метро определяется таким рядом факторов:
- Год выпуска, модель с соответствующим набором характеристик.
- Внешний вид, изначальный дизайн.
- Техническое состояние в настоящее время.
- Оснащенность оборудованием (свет, вентиляция, видеонаблюдение) и степень его работоспособности.
- Тип вагонной конструкции.
- Внутреннее содержание, наличие диванов, кресел.
- Состояние отделки.
- Наличие ремонтно-восстановительных работ в период эксплуатации, и их содержание.
Кроме того, в итоговую стоимость вагона-метро может войти цена доставки от места складирования до заказчика.
Виды вагонов-метро
За всю историю существования метрополитена были выпущены тысячи единиц подвижного состава. Большая часть из них была обновлена, модернизирована, заменена новыми. Причем процесс обновления продолжается.
Поэтому на сегодняшний день можно выделить следующие версии вагонов-метро:
- Тип А, выпускался в период с 34 до 37 гг. 20-го столетия.
- Тип Ам, по сути это предыдущая версия с усовершенствованным электрооборудованием. Модернизация проводилась с 1959 по 1961 гг.
- Тип Б, изготавливался путем переделки А-версии с 1934 до 1937 гг.
- Тип Бм, по аналогии с Ам-вариантом модернизировался в период 1959-1961 гг.
- Типы В1, В2 и В3, производились с 45 по 47 гг. прошлого века.
- Тип В4, изготавливался с 1947 до 1953 гг. Вагоны В-серии были переоборудованы из моделей, вывезенных из Германии.
- Тип Г, производился в 1940 г., а затем с 1947 по 1953 гг.
- Тип М и УМ5, выпускались в 49, 50 и 53 гг. Внешне ничем не отличаются от Г-вида.
- Тип Д, изготавливался с 55 по 63 гг. 20-го века.
- Тип Е, выпускался с 1959 по 1969г.
- Тип Еи, изготавливался в период 1968-1969 гг.
- Тип Ем и модификации – Ем508, Ема508, Ем509 производились с 1970 по 1973 гг., Ем508Т – с 1974 по 1979 гг.
- Тип Еж и его серии Еж1, Еж3 – изготавливались с 1973 по 1979 гг.
- «Номерной», выпускался с 1974 по 2014 гг.
- «Русич», изготавливался 2003-2013 гг.
- «Ока», производился с 2010 по 2016 гг.
- «Москва», выпускается, начиная с 2017 г.
- «Москва-2020», изготавливается с 2020 г.
- «Москва-2024», производится с 2024 г.
В настоящий момент времени «Метровагонмаш» изготавливает также модификации для различных городов, например, «Ташкент», «Баку», «Балтиец».
Примеры стоимости
Согласно доступной информации, средняя стоимость современного вагона-метро составляет 86-88 млн рублей. Усовершенствованные модели оцениваются в 100 млн руб.
Ранее списанные, разобранные, прослужившие десятки лет вагоны стоят не дороже количества металла, которое находится в них. Так, в частных объявлениях стоимость такого товара не превышает 100-150 тыс. руб.
Заключение
Приобретать вагон-метро с целью комплектации собственного ж/д-транспортного средства, наверное, нет смысла. Так как он не отвечает требованиям эксплуатации в открытой среде, как это есть у пассажирских моделей.
Если покупать изделие для других целей, например, чтобы сделать из него бытовку или дачный домик, то следует рассмотреть плюсы и минусы такого предприятия.
Здесь можно найти такие особенности:
- Внешний вид. Жилище в виде вагончика будет привлекать нездоровое внимание со стороны и не соответствовать нормам современного домостроительства.
- Комфорт и тепло. Внутренняя площадь, большое остекление, тонкие стены не дадут комфортно провести зиму в таких условиях. Конструкцию придется утеплять.
- Транспортировка. Чтобы довести такой домик до места потребуется специализированное автотранспортное средство. К тому же проехать оно сможет не везде, ввиду особенностей дорог.
- Отделка. В изначальном виде вагончик вряд ли годится даже для сезонной эксплуатации. Потребуется затратить немало средств, чтобы довести его до требуемого состояния.
- Двери. Систему входа придется переделывать.
В итоге покупка и эксплуатация вагона-метро в качестве временного, сезонного и тем более постоянного жилища может оказаться невыгодной.